Ассоциация «Инженерные изыскания в строительстве» - Общероссийское отраслевое объединение работодателей - cамая крупная СРО в инженерных изысканиях, объединяет 1264 организации и индивидуальных предпринимателей

 

12 апреля при Комитете по строительству и земельным отношениям под председательством М.Л. Шаккума прошли парламентские слушания на тему: «Об основных итогах деятельности государственных институтов развития в сфере жилищного строительства и направлениях их работы на среднесрочную перспективу».

В мероприятии приняли участие глава Комитета по строительству и земельным отношениям Мартин Шаккум, генеральный директор Фонда РЖС А.Браверман, глава Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Константин Цицин, генеральный директор Агентства по ипотечному жилищному кредитованию Александр Семеняка, а также депутаты Госдумы РФ, представители Правительства РФ и бизнес-сообщества.

На слушаниях обсуждалась деятельность государственных институтов развития в сфере жилищного строительства и направления их работы на среднесрочную перспективу.

Во вступительном слове М.Л. Шаккум задал тон дискуссии, предложив поговорить о нерешенных задачах и проанализировать, что удалось сделать, а что нуждается в корректировке.

Он начал разговор с Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, перед которым кроме задач по ремонту жилья и переселению из ветхого аварийного жилья стоит цель выступить катализатором преобразований в жилищно-коммунальном хозяйстве и содействовать реформированию отношений в этой сфере. Задачи, которые должны были быть решены:

приватизация организаций коммунального комплекса, развитие рынка частных управляющих компаний, создание товариществ собственников жилья, перевод мер социальной поддержки граждан в денежную форму, ликвидация перекрестного субсидирования, установление тарифов и надбавок в размере, позволяющем реализовать инвестиционные программы развития систем коммунальной инфраструктуры.

Эти задачи регионами в основном были выполнены, но несмотря на это, ситуация в жилищно-коммунальном хозяйстве радикально не изменилась и остается крайне тяжелой. Что говорит о том, что сами по себе приватизация предприятий коммунального комплекса и внедрение рыночных отношений не приносят оздоровления.

М.Л. Шаккум сообщил присутствующим, что Правительством РФ разработан новый комплекс мер по привлечению инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство. Речь идет о долгосрочных, масштабных проектах: водоснабжении, водоотведении, теплоэнергетике.

Не привело к улучшению ситуации и создание ТСЖ. Многие регионы, по заявлению председателя Комитета по строительству и земельным отношениям, пошли по формальному пути, нередко создавались фиктивные ТСЖ. В итоге, несмотря на ряд положительных результатов, предпринятых мер оказалось недостаточно.

Кроме того, к концу будущего года Фонд заканчивает свою работу, но при этом программы капитального ремонта и переселения нельзя просто так остановить. Это противоречит потребностям и ожиданиям граждан. Объем «недоремонта» поражает внушительными цифрами.

В ближайшее время безотлагательно нужно решать вопрос с аварийным жильем, постоянно заниматься капитальным ремонтом жилищно-коммунального хозяйства. Несмотря на то, что улучшены условия жизни сотен тысяч людей, объем аварийного фонда при этом увеличился. Да, государственные институты развития в сфере жилищного строительства выполнили свою работу и эффективно израсходовали выделенные средства, но этих средств недостаточно для решения важнейшей социально – экономической задачи.

Следующий вопрос, который затронул М.Л.Шаккум, касался Федерального Фонда содействия развитию жилищного строительства.

Он заметил, что система аукционов, которые проводит Фонд, почти безупречна. Сами участники рынка хвалят эту систему. И всем тем, кто озабочен совершенствованием 94-ФЗ, стоит изучить этот опыт. Напомним, что 11 апреля прошел третье чтение Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», а 13 апреля он был одобрен Советом Федерации.

Отдельно М.Л. Шаккум остановился на функциях государства по обеспечению жильем военнослужащих и ветеранов, сказав, что в этом вопросе органы исполнительной власти, в частности, Минрегион не доработали. Ветераны нередко обеспечивались жильем со вторичного рынка, которое было в эксплуатации 20-30 лет. А ведь расчет был на то, чтобы не только выполнить социальные обязательства, но и поддержать этой программой строителей, которые в кризис очень в этом нуждались. Он предложил задействовать потенциал Фонда РЖС в решении вопроса обеспечения жильем отдельных категорий граждан, в том числе военнослужащих, ветеранов Великой Отечественной войны. Также, по его словам, Фонду необходимо активнее участвовать в реализации крупномасштабных проектов по строительству малоэтажного жилья, содействовать развитию жилищных накопительных кооперативов. Кроме этого, по его мнению, Фонду следует уделить пристальное внимание созданию технопарков и бизнес-инкубаторов. «Если при реализации данных задач потребуется расширение полномочий Фонда, то мы готовы рассмотреть такую возможность», – отметил он.

Что касается объединения граждан в жилищные кооперативы, то процесс, по мнению М.Л. Шаккума, идет вяло. Законопроект по строительству малоэтажного жилья, который в первую очередь касается жилищно-накопительных объединений граждан, просто-напросто «завис». И Фонду стоит включиться в эту работу.

Далее он перешел к оценке деятельности Агентства по ипотечному жилищному кредитованию. Именно оно, по его мнению, эффективно стимулирует жилищное строительство. Однако пришло время решать новые задачи. М.Л. Шаккум сообщил, что недавно в Минрегионе рассматривался вопрос по развитию и поддержке рынка арендного жилья. Функции агентства по рефинансированию застройщика, который работает на рынке арендного жилья, необходимо развивать. По мнению, М.Л. Шаккума, этот сегмент экономики показатель развитости той или иной страны. В благополучных странах он развит сильнее, т.к. напрямую увязан с важнейшими экономическими показателями.

Также необходимо государственным институтам развития в сфере жилищного строительства участвовать в финансировании строительства жилья эконом-класса, быть гарантом сбыта, гарантом выкупа такого жилья.

В целом, положительный вклад этих институтов трудно переоценить. «Особенно их роль проявилась во время кризиса, они стали спасательными понтонами, которые помогли бизнесу не допустить обвального падения объемов строительства, – заявил депутат. – В этом большая заслуга и руководителей данных структур».

Однако, как подчеркнул М.Л. Шакум, «кризис заканчивается, перед нами открываются новые горизонты», а значит, необходимо ставить новые задачи перед институтами развития.

Александр Браверман в своем выступлении обозначил основные принципы деятельности Фонда РЖС, подвел итоги работы за предшествующий период и подробно остановился на выполнении новых задач, стоящих перед Фондом.

Что касается участия Фонда в реализации программы по обеспечению жильем двух категорий военнослужащих (уволенных в запас и членов их семей, а также временно проходящих службу в субъектах Российской Федерации), то, по словам А.Бравермана, Фонд задействует два механизма. Во-первых, обеспечивает информацией профильные ведомства, заинтересованные в улучшении жилищных условий своих сотрудников, о строящемся жилье в регионах. Во-вторых, застройщики, осваивающие площадки Фонда РЖС, могут участвовать в аукционах Минобороны РФ по закупке как служебного жилья, так и квартир для постоянного проживания.

Проекты малоэтажного строительства, как заверил А.Браверман, являются для Фонда приоритетными. На сегодняшний день определены достаточно крупные площадки, предназначенные для реализации подобных проектов.

В части развития деятельности жилищно-накопительных кооперативов Фондом РЖС, по словам А.Бравермана, инициированы изменения в закон «О содействии развитию жилищного строительства». Поправки позволяют Фонду безвозмездно передавать земельные участки жилищным некоммерческим объединениям граждан, прежде всего, организованным сотрудниками государственных академий наук, для строительства жилья экономического класса. Он также подчеркнул, что Фонд РЖС намерен содействовать расширению доступа молодых ученых к кредитным продуктам, чтобы повысить их платежеспособный спрос. «Со Сбербанком обсуждается возможность создания ипотечных продуктов, направленных на кредитования молодых ученых», – сказал А.Браверман.

Для успешного развития промышленных парков на территории России, по мнению А.Бравермана, необходимо провести корректировку действующих законодательных норм. На сегодняшний день Фондом РЖС предоставлено всего два земельных участка под эти цели.

Глава Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Константин Цицин заявил, что была поднята слишком высокая планка для ТСЖ и нельзя загонять собственников в товарищества. Создание частных управляющих компаний, конечно, шаг к рынку, но отсутствие регулятора открывает им дорогу к злоупотреблениям. В этом вопросе законодательство нужно ужесточать, – заявил он.

Далее были приведены цифры работы фонда. На капитальный ремонт было выделено 200 миллиардов рублей, 90 миллиардов - на переселение людей из аварийных жилищ. Более 200 тысяч смогли переехать в более комфортабельные дома и квартиры. Общая площадь новостроек – 3 миллиона квадратных метров. Более 15 миллионов человек улучшили условия проживания. Практика выделения средств под обязательства выполнения, – заявил он, – себя оправдала. Вместе с тем, всего лишь 12 процентов муниципальных образования приняли участия в работе фонда.

На 2011 год планируется выделить вместе с софинансированием регионов 37 миллиардов рублей, переселить из аварийных домов более 70 тысяч человек, а общая площадь новостроек должна составить 1,2 миллиона квадратных метров. В конце доклада Константин Цицин посетовал на то, что не установлена норма предельной стоимости квадратного метра жилья, приобретаемого для государственных нужд на государственные средства.

Генеральный директор Агентства по ипотечному жилищному кредитованию Александр Семеняка сообщил, что выдано 300 тысяч ипотечных кредитов за последний год, а также в разы увеличился объем рефинансирования, что стимулировало ипотечный спрос.

Председатель Комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров рассказал, что сейчас строится в два раза больше квартир, чем в 10 лет назад и что нуждающихся в жилье стало в два раза меньше.

Депутат Госдумы Г.П. Хованская призвала выступающих отказаться от превосходных степеней и комплиментов и поговорить о проблемах. Нуждающихся в жилье, по её мнению, стало меньше в два раза из-за негативных причин: естественной убыли населения (многие стоят по 25 лет в очереди), из-за невозможности встать на учет, т.к. после того как был изменен Жилищный кодекс средний класс «провис». К примеру, если учитель или врач получает больше суммы определенной ЖК, но совершенно недостаточной, чтобы приобрести жилье, он не сможет встать на учет.

Учетная норма в муниципалитетах крайне жесткая, иногда составляет 5 квадратных метров общей площади. Да и строительство социального жилья идет лишь в нескольких регионах страны.

Депутат предложила внести в Жилищный кодекс раздел о некоммерческом найме жилья, чтобы часть граждан «вытащить» из очереди на социальное жилье, более затратное и в строительстве, и в ремонте. С этим согласен и Минрегион, и Минэкономразвития, однако Минфин против внесения этих поправок.

– Кроме того, – продолжила Г.П. Хованская, – нужны и другие поправки. По закону о Фонде содействия реформированию ЖКХ на каждые 5 рублей, вложенных в ремонт собственниками, государство через фонд обещает добавить 95. Но ведь чем хуже состояние дома, тем беднее живущие там люди - мы от них, что ли, требуем «софинансирования»? Сразу от пенсионеров из полуразрушенных домов Саратова, Московской области, других регионов пошли письма: в программу ремонта стали включать дома, которые находятся в лучшем состоянии и где, соответственно, живут более обеспеченные люди, способные выложить эти самые 5 процентов, т.е. решение о капремонте принимают в зависимости не от состояния дома, а от того, могу ли я те 5 процентов от своей пенсии отдать?

Депутат предложила включить эти 5 процентов софинансирования при расчете субсидий. С этим, по её словам, согласны все заинтересованные стороны, но решение на законодательном уровне до сих пор не принято.

Она высказалась против субсидирования аренды жилья, т.к. зачастую договора об аренде (найме) не заключаются и налог с прибыли не платится.

Подвел итог дискуссии М.Л. Шаккум. Он сообщил, что по результатам слушаний будут подготовлены рекомендации, которые направят в Правительство РФ и обе палаты Парламента.


Дата новости:  13.04.2011
Фотоальбом:  Парламентские слушания на тему: «Об основных итогах деятельности государственных институтов развития в сфере жилищного строительства и направлениях их работы на среднесрочную перспективу».

13.04.2011 00:00 Назад в раздел