Ассоциация «Инженерные изыскания в строительстве» - Общероссийское отраслевое объединение работодателей - cамая крупная СРО в инженерных изысканиях, объединяет 1262 организации и индивидуальных предпринимателей

 

У 55% компаний возникли трудности из-за реформы СРО



«Опора России» завершила первый мониторинг хода реализации реформы в сфере саморегулирования и применения 372-ФЗ. Как следует из отчета, реформа идет с большими трудностями, поскольку закон был принят без учета мнения профессионального сообщества.

В июне 2016 года Комитет по строительству ООО МСП «ОПОРА РОССИИ» подготовил аргументированное заключение на проект федерального закона, который был призван реформировать институт саморегулирования в строительном комплексе России, и направил его направила главам Минстроя и Минэкономики. После рассмотрения руководство Министерства строительства и ЖКХ России выступили с инициативой провести совместное совещание с представителями «Опоры России» для урегулирования спорных моментов в тексте законопроекта.

Еще до принятия закона, по мнению экспертов Комитета по строительству ОПОРЫ РОССИИ, подготовленный пакет поправок в Градостроительный кодекс Российской Федерации, в целом, мог оказать  неблагоприятное влияние на развитие рынка в целом. В случае принятия пакета поправок в том виде, в котором он был представлен на ОРВ, в регионах усилились бы тенденции монополизации строительного рынка, что, в свою очередь, привело бы к росту коррупции.

В открытом диалоге представителей власти и бизнеса был достигнут компромисс по целому ряду замечаний. В целях сохранения здоровой конкуренции на строительном рынке и положительного функционирования института СРО после проведения предстоящей реформы саморегулирования в сфере инженерных изысканий, проектирования и строительства, Комитет по строительству выступал за внесение в проект закона всех представленных правок. Отсутствие компромисса по ряду пунктов между экспертами и Минстроем России привели стороны к Дмитрию Козаку. По итогам расширенного совещания под председательством Заместителя Председателя Правительства РФ, «Опора России» получила поручение осуществлять независимый мониторинг хода реализации реформы на территории всей страны.

В соответствие с поручениями Дмитрия Козака, результаты первого мониторинга должны были быть представлены до 1 марта 2017 года.

Комитет по строительству «Опоры России» провел собственное исследование рынка. Результаты отражены в общем Докладе в Правительство Российской Федерации об итогах мониторинга практики применения Федерального закона от 3 июля 2016 года №372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».


Итоги мониторинга  ООО МСП «ОПОРА РОССИИ»

В период с 20 декабря 2016 года по 5 февраля 2017 года профильным Комитетом по строительству ООО МСП «ОПОРА РОССИИ» был проведен мониторинг практики применения Федерального закона от 3 июля 2016 года № 372-ФЗ. Целевой аудиторией исследования стали субъекты предпринимательства, основной хозяйственной деятельностью которых является строительство, проектирование и/или изыскательская деятельность.

В исследовании приняли участие члены ООО МСП «ОПОРА РОССИИ», предприниматели – представители отрасли более чем из половины субъектов Российской Федерации, осуществляющие свою деятельность по указанным направлениям как в одном субъекте, так и на территории всего государства.

Самая большая проблема сегодняшнего дня – неперечисление компфонда.

Ряд саморегулируемых организаций не перечисляет или перечисляет не в полном объеме средства компенсационного фонда, внесенные переходящими в рамках регионализации членами. При анализе поступивших жалоб выявлены следующие формы неисполнения обязанности саморегулируемыми организациями:
– понуждение своих членов написать заявление о добровольном выходе из саморегулируемой организации вместо уведомления о переходе;
– отказ в приеме уведомления;
– не исключение из членов саморегулируемой организации в указанную в уведомлении дату о выходе с дальнейшим переходом;
– требование предоставить выписку из реестра членов новой саморегулируемой организации;
– отказ в перечислении средств компенсационного фонда в связи с отсутствием таких средств;
– отказ в перечислении средств компенсационного фонда в связи c непредоставлением документов, не предусмотренных Кодексом;
– исключение из членов саморегулируемой организации за неуплату членских взносов (2 месяца) или в связи с прекращением действия свидетельства о допуске без проведения проверок результатов устранения выявленных нарушений и без уведомления о предстоящем исключении.

В результате мониторинга экспертами Комитета по строительству ООО МСП «ОПОРА РОССИИ» был выявлен дополнительный ряд проблем применения 372-ФЗ.

1. Запрет на переход в другую СРО в рамках одного субъекта Российской Федерации с переводом средств, внесенных в компенсационный фонд, на счет в новую СРО.
В настоящее время компании, которые хотели бы осуществить такой переход, получают отказ в перечислении средств компенсационного фонда в своей СРО на основании разъяснения Министерства строительства и ЖКХ РФ, где указано, что взнос в компенсационный фонд остается на счету предыдущей СРО, а в новое необходимо вносить новый взнос. При этом 372-ФЗ не содержит подобного запрета переходить внутри субъекта вместе с взносом.

Необходимо проработать данный вопрос. Сейчас есть СРО, которые при всех обстоятельствах не наберут необходимое количество членов и не продолжат свою деятельность после 1 июля 2017 года. Также существуют недобросовестные СРО, а ее члены – юридические лица и ИП не имеют правовой возможности уже сейчас стать членом добросовестной организации. При существующем подходе таким предпринимателям нужно ждать 1 октября 2017 года, после чего Ростехнадзор сможет исключать такие СРО из общего реестра. Средства компенсационных фондов будут переводиться на счет НОСТРОЙ, и только потом вернуться к предпринимателю. Вся процедура займет приблизительно 1 год, что недопустимо, ведь работать компании должны каждый день. Для исправления данной ситуации не требуется вносить изменения в законодательство, проблему можно урегулировать путем разъяснений со стороны Министерства строительства и ЖКХ РФ.

2.Отсутствие альтернативных решений оспаривания решения СРО о невозврате средств компенсационного фонда.
В настоящее время законом предусмотрен только судебный порядок, который может длиться несколько месяцев, а также является дополнительной финансовой нагрузкой для предпринимателей.
Необходимо разработать дополнительные механизмы внесудебного разрешения подобных споров. Данные механизмы могут быть предусмотрены развитием института третейских судов в сфере разрешения споров между саморегулируемыми организациями и их членами, а также путем расширения полномочий национальных объединений.

3.Недобросовестные СРО или СРО, утратившие компенсационные фонды, продолжают свою деятельность на рынке.
Срок реализации положений реформы, касающихся исключения недобросовестных СРО из реестра, слишком велик. В настоящее время существует досудебный механизм исключения СРО из реестра Ростехнадзором. Но в отдельных случаях необходимо оптимизировать сроки исключения сведений из реестра саморегулируемых организаций, а также право накладывать ограничения на прием новых членов и ограничивать доступ к средствам компенсационных фондов на период проведения проверки.

Национальные объединения к настоящему моменту уже провели полный анализ всех работающих на рынке саморегулируемых организаций. Они владеют самой полной и объективной информацией по каждой СРО. Необходимо начинать «очищать» институт саморегулирования в сфере строительства, проектирования и изыскательской деятельности уже сегодня. В этой части предлагается обязать Ростехнадзор проводить проверки СРО по рекомендации Национального объединения, а также уточнить сроки проведения такой проверки и вынесения заключения.

4.Открытый перечень оснований для отказа в приеме нового члена СРО.
Эксперты Комитета по строительству ООО МСП «ОПОРА РОССИИ» обращали внимание на риски, которые несет положение об открытом перечне оснований для отказа в членстве в СРО. По нашему мнению, введение данной меры приведет к многократным злоупотреблениям данным пробелом в 372-ФЗ. Перечень оснований для отказа в приеме должен быть полным и исчерпывающим.

5.Технический заказчик должен иметь допуски СРО на все виды работ.
Гражданский кодекс Российской Федерации дает следующее определение  понятию «технический заказчик»: технический заказчик - физическое лицо, действующее на профессиональной основе, или юридическое лицо, которые уполномочены застройщиком и от имени застройщика заключают договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, подготавливают задания на выполнение указанных видов работ, предоставляют лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждают проектную документацию, подписывают документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществляют иные функции, предусмотренные настоящим Кодексом. Застройщик вправе осуществлять функции технического заказчика самостоятельно.

Также из положений 372-ФЗ следует, что технический заказчик обязан иметь все допуски, а это означает отчисления взносов сразу в три саморегулируемые организации, что является огромной финансовой нагрузкой.

Также вновь обращаем внимание на то, что только в 11 субъектах РФ присутствует все три СРО на три вида деятельности.

Предлагаем проработать отдельный механизм о взносах в компенсационные фонды саморегулируемых организаций компаниями – техническими заказчиками с целью снижения финансовой нагрузки.

6. Использование средств компенсационных фондов.
Предлагаем внести следующие изменения в законодательство:
- исключить средства компенсационных фондов СРО из конкурсной массы кредитной организации при ее банкротстве,
- рассмотреть на заседании Координационного совета вопрос об отмене ответственности членов СРО за сохранность средств компенсационных фондов в случае их уменьшения при инвестировании,
- предусмотреть возможность перевода средств компенсационного фонда исключенного члена СРО в фонд договорных обязательств этого СРО,
- необходимы разъяснения по возможности распределения ранее внесенного взноса в компенсационный фонд, на взнос в компенсационный фонд возмещения вреда и компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств,
- необходимы разъяснения по вопросу распределения средств, полученных в результате инвестирования средств и средств, оставшихся от ранее исключенных членов СРО по распределению в компенсационный фонд договорных обязательств,
- рассмотреть право саморегулируемой организации страховать риски утраты средств компенсационных фондов.

Все предложения «Опоры России» были приняты Министерством строительства и ЖКХ, большинство из которых вошли в итоговый Доклад Д.Н. Козаку. Не вошедшие предложения будут рассмотрены и проработаны Минстроем независимо от проводимого мониторинга.

Принимая во внимание, что основные положения Федерального закона от 3 июля 2017 года № 372-ФЗ вступают в силу с 1 июля 2017 года, Минстроем России, Ростехнадзором, национальными объединениями саморегулируемых организаций и Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» будет продолжено проведение мониторинга практики его применения.

Очередной доклад в соответствии с поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 9 июня 2016 года № ДК-П9-127пр будет представлен в Правительство Российской Федерации до 1 ноября 2017 года, в котором будут сделаны окончательные выводы об успешности реализации мероприятий по реформированию системы саморегулирования в строительстве, предусмотренных Федеральным законом от 3 июля 2017 года № 372-ФЗ, и предложены согласованные варианты решения возникающих проблем практики его применения.


Источник: АН "Строительный бизнес"



С уважением,

пресс-служба Ассоциации «Инженерные изыскания в строительстве»

 _____________________________________________________________

Ассоциация «Инженерные изыскания в строительстве» («АИИС») – крупнейшая саморегулируемая организация изыскателей в Российской Федерации, созданная в 2006 году еще до появления закона о саморегулировании, и объединяющая около 2000 изыскательских организаций во всех регионах страны. «АИИС» с момента своего создания отстаивает необходимость реального саморегулирования изыскательской отрасли и объединяет профессионалов.

«АИИС» активно выступает против неработоспособной модели саморегулирования в строительстве, которая существует в Российской Федерации с 2009 года, НОИЗ и НОПРИЗ, которые поддерживают ее существование.

Позиция «АИИС» – или переход к работающему саморегулированию в строительстве, или возврат к лицензированию.


Дата новости:  17.03.2017 13:36:00

17.03.2017 13:36 Назад в раздел