Ассоциация «Инженерные изыскания в строительстве» - Общероссийское отраслевое объединение работодателей - cамая крупная СРО в инженерных изысканиях, объединяет 1262 организации и индивидуальных предпринимателей

 

ЗаНоСтрой.РФ: пойдёт слияние НОП и НОИЗ на пользу или во вред строительной отрасли? 


Пока идут споры о том, что принесёт предстоящее создание единого Национального объединения проектировщиков и изыскателей саморегулируемому сообществу, как-то остался в стороне главный вопрос – а каким, собственно, образом, реформа скажется на самой отрасли? Будут ли заметны эти тектонические потрясения на стройплощадках или «битва при НОПРИЗе» коснётся только функционеров из прежних Нацобъединений? Ведь даже сторонники нового Закона о внесении изменений в Градостроительный Кодекс признают, что целью его принятия было решение чисто технической проблемы – наведение порядка в раздираемом конфликтам НОИЗ и только во вторую очередь изменение подхода к проектно-изыскательской деятельности, чтобы впредь рассматривать её в едином комплексе. Надо отметить, что такой подход, вроде бы традиционный с советских времён, когда при каждом серьёзном проектном институте были свои изыскательские подразделения, имеет как своих сторонников, так и противников. 

Например, экс-директор ПНИИС Михаил Богданов – фигура хорошо известная в изыскательском мире – ещё на стадии прохождения законопроекта высказался в его защиту. Впрочем, отметим, что Михаил Игоревич тоже говорил лишь о том, что пора бы «прекратить балаган в НОИЗ», а не о влиянии новой структуры на отрасль. Зато за инженеров-изыскателей активно вступилась труппа из того самого «балагана», вдруг решившая озаботиться проблемами изыскателей, а не только внутренними разборками. Для началаПавел Клепиков с остальными декабристами-мазохистами разразились письмом на имя самого Владимира Путина, в котором писали о том, что принятие закона «создаст условия для разрушения и деградации, как изыскательской отрасли, так и всего строительного комплекса в целом». 

Затем пресс-служба НОИЗ отправилась в информационную войну, высказав своё крайне негативное отношение к новому закону на страницах журнала «Эксперт». Суть их размышлений такова: проектировщики, дескать, стремятся всячески сэкономить на изыскательских работах. Например, проводя инженерно-геологические изыскания бурят не десять колонок, а три, используют устаревшие данные топосьёмки, стараются пореже гонять сотрудников в дальние командировки на объект, а то и вовсе работают по данным, что заказчик выслал, не видя местности в глаза. В качестве иллюстрации руководитель пресс-службы НОИЗ Александр Кондрашов пугал журналистов оползнями и наводнениями в городе Крымске на Кубани, которые возникли из-за игнорирования изыскательских работ. Да и в столице, дескать, из-за злодеев-проектировщиков точечно строятся высотные дома на заглубленных свайных фундаментах. 

В результате меняется течение подземных вод, новые высотки стоят, но соседние дома с подмытыми фундаментами покрываются трещинами Между тем, как Национальное объединение изыскателей, по мнению его пресс-службы, добилось многих важных сдвигов в законодательстве, особенно в закреплении необходимости проведения качественных и достоверных изыскательских работ в территориальном планировании. Сторону Нацобъединения неожиданно приняли российские сейсмологи. Так, по словам Ольги Павленко, доктора физико-математических наук и главного научного сотрудника Института физики Земли РАН, чтобы принимать новые СНиПы в строительстве, сейсмологи должны актуализировать обзорные карты сейсмического районирования (ОСР). И хотя это положено делать каждые десять лет, у нас пользуются пока картами 17-летней давности. К тому же в густонаселённых регионах сейсмическая бальность была снижена, а на пустующих широтах повышена. 

Поэтому сейсмологи подозревают, что это сделано под нажимом строительного лобби, для удешевления стоимости строительства, как и с изыскательными работами. А добиваться пересмотра этих норм – дело изыскательского сообщества. Понятно, что Национальное объединение проектировщиков, а точнее его руководство, надеющееся занять лидирующие позиции в новом Нацобъединении, высказывают прямо противоположную точку зрения. Они обещают, что никто не станет изыскателей притеснять. Сама специфика проектной деятельности в строительстве такова, что без качественных геологических и геодезических исследований ей заниматься невозможно. Какому же ГИПу или директору проектной конторы захочется глотать пыль в судах, если его дом развалится? «Никто не считает изыскателей работу ненужной, это напротив, очень важный и наукоёмкий труд, – говорит Павел Бордуков, заместитель президента НОП. – Никто не собирается их притеснять, напротив, мы очень тесно сотрудничаем. 

Да, изыскатели более уязвимы, но наше объединение как раз поможет вместе отстаивать их интересы». Дескать, интеллектуалы-проектировщики и изыскатели быстрее поймут друг друга, чем брутальные «стройбаны», которые, частенько, не слишком-то высоко ставят проектную документацию и хотят только, чтобы ценник был не высок, да экспертиза кое-как пройдена. Вот вместе, рука об руку и будут труженики автокада и работники теодолита бороться за своё светлое будущее. Между тем, существует мнение, что самим изыскателям и проектировщикам, от реформирования НОП и НОИЗ ни жарко, ни холодно. Как сообщил нам один из руководителей проектной организации, пожелавший остаться инкогнито, во всей его практике был единственный случай, когда деятельность Нацобъединений оказалась полезной. Речь шла о разработке проектной документации с использованием технологии горизонтального наклонного бурения (ГНБ). Таковая нашла очень широкое применение в последние годы, но никак не регламентирована на уровне ГОСТов. Единственные подходящие образцы удалось найти, как ни странно, в стандартах СТО НОСТРОЙ. Что же касается НОП или НОИЗ, то про них сказать нечего. Такое, немного обидное мнение от человека, работающего «на земле». 

Источник: ЗаНоСтрой.РФ

Дата новости:  27.10.2014

27.10.2014 00:00 Назад в раздел