Ассоциация «Инженерные изыскания в строительстве» - Общероссийское отраслевое объединение работодателей - cамая крупная СРО в инженерных изысканиях, объединяет 1264 организации и индивидуальных предпринимателей

 

21 апреля Комитет Государственной Думы по строительству и земельным отношениям провёл парламентские слушания на тему: «Новая редакция Федерального закона о размещении заказов для государственных или муниципальных нужд: концептуальные изменения и их реализация», в которых приняли участие замминистра регионального развития К.Ю. Королевский, замминистра экономического развития А. Лихачев, замминистра экономики Правительства Московской области Е.В. Никифорова, Первый замминистра обороны В.А. Поповский, начальник управления ФАС М.И. Евраев, депутаты Госдумы, представители электронных площадок и участники строительной отрасли.

Открывший слушания М.Л. Шаккум, дал характеристику действующему закону о госзакупках 94-ФЗ и отметил, что самое главное, что должно сделать государство, это озаботиться контролем за результатами деятельности совершенной закупки или размещенного подряда, дать больше возможностей заказчику при размещении заказа: выбирать способ закупки, выбирать процедуры размещения заказа, устанавливать дополнительные требования, дать возможность испросить результат. Необходимо учитывать специфику закупаемых товаров и услуг и вводить соответствующие квалификационные требования.

Также для борьбы с коррупцией надо повышать информационную открытость и прозрачность госзакупок. В 94-ФЗ нет ответственности за несвоевременное или недостоверное размещение заказа, а за этим могут стоять серьезные бизнес интересы.

Во главу угла нового закона, по мнению М.Л. Шаккума, необходимо поставить своевременность закупленных товаров и их качество, сосредоточиться на результате. Экономию бюджетных средств нельзя рассматривать в ущерб качеству и срокам. Он предложил поговорить о тех проблемах, которые породил 94-ФЗ. К примеру, на электронных площадках во время торгов не достигается анонимность участников. Мошенникам продается информация по участникам торгов. В итоге сговор между участниками торгов не только не устранили, но и ввели в систему дополнительных игроков (мошенников). Появился целый криминальный бизнес вокруг площадок.

Кроме того, когда на площадках происходят технологические сбои, никто не несет никакой ответственности. Необходимо повысить ответственность операторов электронных площадок.

"Конечно, нельзя остановить технический прогресс, - сказал М.Л. Шаккум, - и надо пользоваться самыми современными способами размещении заказа, но при этом действовать разумно".

Сейчас электронные торги не обеспечивают защиту добросовестных участников и  бесперебойного доступа, идет манипуляция результатами, площадки технически не защищены. Сам факт отбора ФАС и Минэкономразвития ограниченного количества площадок вызывает недоумение. В чем-то они за повышение конкуренции любыми способами, в чем-то – нет. Это напоминает политику двойных стандартов.

Заказчики, по его мнению, не защищены законом от недобросовестных поставщиков. Инструменты финансового обеспечения превратились в профанацию. Заказы размещаются на многие миллиарды, и ни физические, ни юридические лица не несут никакой ответственности.

Кроме того, зачастую ФАС необоснованно приостанавливает торги или аннулирует их, и хотя потом следуют определенные решения судов о противоречии требований закону, много миллиардные заказы аннулируются или переносятся.

Больницы остаются один на один перед недобросовестными поставщиками лекарств, руководители муниципальных образований проигрывают очевидным мошенникам, которые за полцены выигрывают подряд и далее шантажируют заказчика, которому нужно ввести котельную к отопительному сезону.

Добросовестных строителей берут за горло шантажисты, которые оккупировали все торги и вымогают деньги за неучастие.

По мнению М.Л. Шаккума, электронные торги не метод определения лучшего подрядчика. Их участники вынуждены, снижая цену, отказаться от закупок новой техники и выплачивать серую зарплату. И на сегодняшних слушаниях он предложил учесть все недостатки данного закона.

Е.В Никифорова посетовала на то, что существует искусственное деление на противников конкуренции и её идеологов. Вопрос в том, чтобы конкуренция была добросовестной. Сейчас же, по её мнению, развивается недобросовестная конкуренция. Да, снижается цена, но за счет чего это достигается? За счет снижения качества и амортизационных отчислений, снижения заработной платы.

В итоге, нет нужного результата. Не стимулируется государственный спрос на товары и услуги, которые бы обеспечили государственные потребности. Выходом является внедрение федеральной контрактной системы, чтобы была единая технологическая цепочка: от формирования государственных нужд до контроля исполнения гос. контракта: тогда мы получим государственный заказ, который направлен на социальное развитие регионов и страны в целом.

Выступающим следом В.А. Поповский заявил, что не выполняются 70 процентов контрактов.

При подходе – чем ниже цена, тем больше шансов получить заказ, про модернизацию можно забыть. Кроме того, очень трудно расторгнуть контракт с недобросовестным исполнителем. На торгах нет обоснования цены, не учитываются ни параметры качества, ни опыт работы, ни квалификация исполнителей.

Член генсовета «Деловой России» С.В. Габестро выразил мнение, что 94-ФЗ закрепляет ущемление прав государственного заказчика. Необходимо перейти к презумпции невиновности заказчика, к конкуренции ответственных участников рынка.

Кроме того, он напомнил, что 94-ФЗ менялся за недолгое время своего существования очень много раз. И разработчики закона в лице ФАС, по сути, стали монополистами на знание 94-ФЗ и продают эти знания, разъезжая по всей стране с семинарами и «собирают денежки за эти лекции». Особенно возмущает упорное нежелание представителей ФАС вести дискуссию с профессионалами. По мнению С.В. Габестро, они создали непрозрачную, закрытую от внешнего контроля систему для увеличения своих коррупционных доходов.

А. Лихачев появился на трибуне под конец парламентских слушаний. Он сразу сообщил «хорошую новость», что «пока мы здесь сидим» президент РФ Д.А Медведев подписал поправки в закон, которые меняют всю его концепцию.  Это сообщение, делающее несколько странным проходящее мероприятие, на котором собрались специалисты, чтобы обсудить, как надо менять 94-ФЗ, переполненный зал дружно встретил взрывом хохота. Напомним, что новый закон был принят в третьем чтении еще 11 апреля.

А. Лихачев назвал подписание нового закона переходным шагом к федеральной контрактной системе. Далее он рассказал собравшимся о разнице в позициях ФАС и Минэкономразвития. ФАС считает, что 94-ФЗ должен жить как часть федеральной контрактной системы. Минэкономразвития полагает, что в том виде, в каком он существует, он в неё не впишется.

Для своего времени, продолжил А. Лихачев, 94-ФЗ был эффективен, но сейчас он является сдерживающим фактором в реализации бюджетных задач, модернизации и инновационной экономики. Кроме того, очевидно, что коррупцию с помощью 94-ФЗ не победить.

Главное, по его мнению, что должно появиться в новом законе, это институт планирования государственного заказа, механизм ценообразования, описание предквалификации, управление контрактными рисками, процедуры расторжения контрактов, наказание за злоупотребления при выполнении заказа. Кроме того, должны быть применены разные требования к разным товарам.

Выступление К.Ю. Королевского было кратким, но эмоциональным. Он резко раскритиковал чиновников, которые разрабатывают нормативные акты без учета мнения специалистов и профильных министерств, чем вызвал бурное одобрение зала.

«Я отвечаю за строительство, - сказал он, - но никто из ФАС или Минэкономики ко мне не пришел с просьбой провести совещание, узнать какие риски существуют, какие задачи стоят перед строительной отраслью, как сделать так, чтобы не появилось дополнительных административных барьеров».

«Ни черта никто не соображает, но так красиво пытаться нас (профессионалов) обыграть… Я этого не понимаю, как если бы я начал придумывать что-то, в чем мало что смыслю».

Кроме того, он счел невразумительными оправдания тех же руководителей электронных площадок, которые говорят, да, есть ошибки, еще, мол, не все совершенно.

«Когда все ошибки устраните, тогда и приходите со своим продуктом», - отрезал замминистра.

«Вы себе квартиру купите по электронным торгам или найдите подрядчика на строительство дачи, вы же потом туда никого не пригласите, стыдно будет», - обратился он к ним.

Из-за таких вот «ошибок» срывается строительство целых микрорайонов…

В конце выступления К.Ю. Королевский призвал «говорить правду» и быть ответственными. Но главное, уже что-то делать, т.к. есть усталость от постоянных собраний и разговоров на эту тему, по проблеме государственного заказа: все говорят друг другу, что так жить нельзя, а потом просто расходятся…

Последним на трибуну вышел начальник управления ФАС М.И. Евраев, чем невольно подтвердил слова замминистра регионального развития – в предыдущие парламентские слушания по тому же вопросу он также выступал последним. Да и слова, которые говорил представитель ФАС, были теми же – о прогрессивности 94-ФЗ закона, о повышении конкуренции, об уменьшении коррупции и снижении бюджетных расходов (разве что, как в прошлый раз не сказал, что этим законом мы обогнали Европу, тогда ему из-за зала посоветовали не так торопиться и вернуться к дремучим европейцам). Закон не нравится тем представителям строительной отрасли, кто раньше действовал при получении заказа не совсем чисто, - считает он.

В конце слушаний М.Л. Шаккум процитировал президента РФ Д.А. Медведева:

«Я не буду сейчас «демонизировать» известный всем 94-й закон, его все критикуют, но ситуация действительно уже вышла за грань разумного, — сказал Дмитрий Медведев. — Заложенные в нем цели, к сожалению, во многом остались декларациями. По самым скромным оценкам, нецелевые расходы, включая и прямое воровство, и «откаты», и просто нецелевые расходы, составляют не менее триллиона рублей. Поэтому пора начинать работу над новой редакцией закона о госзакупках – более продуманной и более современной».

По результатам слушаний были приняты рекомендации, которые будут разосланы в Правительство РФ и обе палаты парламента.

обсудить на форуме


Дата новости:  25.04.2011
Фотоальбом:  Представители "АИИС" приняли участие в парламентских слушаниях, посвященных изменению 94-ФЗ

25.04.2011 00:00 Назад в раздел