Ассоциация «Инженерные изыскания в строительстве» - Общероссийское отраслевое объединение работодателей - cамая крупная СРО в инженерных изысканиях, объединяет 1264 организации и индивидуальных предпринимателей

 

Проект технического регламента подготовлен в соответствии с решением двадцать седьмого заседания Комиссии по техническому регулированию, санитарным, ветеринарным и фитосанитарным мерам в торговле при Интеграционном Комитета ЕврАзЭС от 22-23 декабря 2010 г., представлен Минрегионом России в Интеграционный Комитет и вынесен на процедуру публичного обсуждения в соответствии с установленным в ЕврАзЭС порядком.

Проект подготовлен с учетом общих принципов и подходов к содержанию технических регламентов, реализованных в национальных регламентах государств-членов ЕврАзЭС и, как и предусматривалось при его подготовке, будет доработан с учетом замечаний и предложений, полученных в странах от проектных, строительных, научно-исследовательских и других заинтересованных организаций и предприятий.

В соответствии с межправительственными соглашениями о проведении согласованной политики в области технического регулирования в рамках ЕврАзЭС и Таможенного союза (ТС) предполагается, что указанный технический регламент, как документ, содержащий обязательные требования к объектам регулирования, входящим в область его применения, будет напрямую применяться в государствах-членах ЕврАзЭС, что потребует отмены национальных технических регламентов, устанавливающих требования к этим объектам.

Исходя из принятых в документах ЕврАзЭС решений, область применения настоящего технического регламента охватывает продукцию строительства – здания и сооружения всех отраслей экономики, процессы инженерных изысканий, проектирования, строительства, эксплуатации строительных объектов и их ликвидации, а также продукцию промышленности строительных материалов и стройиндустрии – строительные материалы и изделия.

Предполагается, что настоящий регламент будет служить в качестве основополагающего для других технических регламентов ЕврАзЭС в области строительства. В частности, кроме настоящего технического регламента возможна и частично предусматривается разработка других технических регламентов ЕврАзЭС в области строительства – на автомобильные дороги, мосты, тоннели, трубопроводы и другие сооружения, для которых характерны специфические требования к безопасности.

В соответствии с предложениями государств-членов ЕврАзЭС и сложившимися принципами разработки технических регламентов, в настоящем техническом регламенте не устанавливаются конкретные требования к объектам технического регулирования. «Рекомендациями по типовой структуре технического регламента Евразийского экономического сообщества», утвержденными решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС 27.10.2006 г. № 321, установлено, что в зависимости от способа изложения требований технические регламенты ЕврАзЭС могут содержать или конкретные требования безопасности или существенные требования безопасности. Подготовленный проект относится к регламенту второго типа, т.е. содержащий только существенные требования. Термин «существенные» в Рекомендациях не определен и специалисты в странах ориентируются на изложение директив Европейского союза. В частности, в данном случае речь идет об известной сто шестой директиве ЕЭС по строительным изделиям. По существу, в разделе «Требования безопасности» проекта технического регламента в более развернутом виде по сравнению с директивой определены только принципиальные направления, в соответствии с которыми должны устанавливаться конкретные требования к зданиям, сооружениям, строительным материалам и изделиям в последующих документах – строительных нормах, правилах и стандартах, исходя из сформулированных в регламенте задач обеспечения безопасности людей, окружающей среды и имущества при строительстве, эксплуатации и ликвидации зданий и сооружений.

Таким образом, в проекте технического регламента применительно к указанным выше объектам технического регулирования реализуется европейский принцип «презумпции соответствия» (применительно к строительным материалам и изделиям в сто шестой директиве – «презумпции пригодности»), когда объект регулирования признается соответствующим общим требованиям технического регламента, если он соответствует конкретным требованиям нормативных документов, взаимосвязанных с регламентом и указанных в соответствующем Перечне. На этом принципе основан и технический регламент РФ «О безопасности зданий и сооружений» (№ 384-ФЗ), хотя по некоторым вопросам он содержит более подробные положения. В этом регламенте сделан шаг к тому, чтобы в какой-то мере сохранить положительный опыт отечественного строительного нормирования, который был накоплен ранее в обязательных строительных нормах и правилах. В техническом регламенте ЕврАзЭС появляется возможность подойти к нормативной базе проектирования и строительства на более системной основе и на международном уровне стран ЕврАзЭС и СНГ.

В соответствии с изложенным и с учетом интересов государств-членов ЕврАзЭС, в проекте технического регламента предусмотрена возможность обеспечения безопасности с применением на альтернативной основе:

  • межгосударственной Системы нормативных документов по строительству, принятой в рамках СНГ на основе принципов известного СНиП 10-01-94 «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения;
  • национальных документов государств-членов ЕврАзЭС, если они соответствуют задачам экономической интеграции этих государств, в том числе основанных на международных (ИСО) и региональных европейских стандартах (EN) или идентичных им;
  • международных и европейских стандартов, принятых в странах для прямого применения в соответствии с установленным в этих странах порядком.

Такие альтернативы предполагается реализовать в утверждаемом Комиссией ЕврАзЭС Перечне нормативных документов, применением которых должно обеспечиваться соблюдение требований технического регламента. Предварительно согласованная странами схема доказательной базы технических регламентов ЕврАзЭС, а также СНГ и Таможенного союза приведена на рис.1.

Предполагается также предусмотреть в регламенте возможность применения зарубежных нормативных документов, адаптированных к условиям строительства конкретного объекта через специальные технические условия на проектирование и строительство этого объекта.

Система межгосударственных нормативных документов в строительстве СНГ включает в себя обязательные межгосударственные строительные нормы (СНиП), своды правил (СП) и стандарты (ГОСТ) и формируется в рамках Межгосударственной научно-технической комиссии стран СНГ по техническому нормированию, стандартизации и оценке соответствия. В связи с принятием в странах законов о техническом регулировании разработка межгосударственных строительных норм была фактическим приостановлена. В основном, пересматривались межгосударственные стандарты (ГОСТ). В настоящее время, в соответствии с решениями ХХХ заседания Межправительственного Совета по сотрудничеству в строительной деятельности стран СНГ в г. Киеве 11 ноября 2010 г., эта работа активизируется.

Предусматривается, что межгосударственные строительные нормы в рамках Системы будут носить обязательный характер и будут устанавливать требования к зданиям и сооружениям в форме конкретных задач по обеспечению безопасности в развитие общих требований регламента. То, что эти задачи должны быть решены, а безопасность обеспечена с достаточной степенью уверенности, является обязательным требованием. Это диктуется всем опытом строительного нормирования и в нашей стране и за рубежом. Но каким образом могут решаться эти задачи (проектные решения, методы расчета, материалы, технологии и т.д.) – устанавливается в сводах правил, применяемых на добровольной основе, что само по себе предполагает наличие альтернативных возможностей для решения этих задач. Ориентировочная структура Системы представлена в приложении 1 проекта регламента (скорее, для информации, в регламенте ее может и не быть). Предусматривается, что по мере разработки новых и пересмотра действующих межгосударственных нормативных документов их требования все в большей мере с учетом интересов стран ЕврАзЭС, ТС и СНГ будут учитывать зарубежный опыт и сближаться с требованиями соответствующих европейских стандартов и норм зарубежных государств. Возможность применения в качестве доказательной базы технического регламента именно системы обязательных строительных норм и правил в комплексе с добровольными сводами правил и стандартами с учетом принципов СНиП 10-01 является одним из основных положений проекта регламента, по которому необходимо органам, утверждающим регламенты, знать мнение реально практикующих строителей и проектировщиков.

В качестве альтернативных вариантов межгосударственным нормативным документам, которые являются региональными документами стран СНГ, предусматривается возможность применения национальных строительных норм, правил и стандартов стран ЕврАзЭС, в том числе принятых в качестве идентичных или модифицированных по отношению к международным стандартам (ИСО) и региональным стандартам Европейского союза (EN). Речь идет, в частности, о стандартах EN, известных под названием «конструктивные еврокоды», решение о применении которых в качестве национальных с соответствующими национальными приложениями принято в Белоруссии и Казахстане. Применение «Еврокодов» связано со многими вопросами, которые не решаются национальными приложениями. В частности это касается содержащихся в Еврокодах многочисленных (свыше 600) ссылок на другие европейские стандарты, их перевода на национальный язык и введения в действие на территории государств ЕврАзЭС, применения материалов и изделий, производимых по этим стандартам, приборов и испытательного оборудования и т.д. В российском законодательстве предусмотрена возможность прямого применения европейских стандартов на добровольной основе, если они прошли соответствующие процедуры, в том числе, регистрации в Росстандарте (имеется в виду, Федеральный закон № 385-ФЗ о внесении изменений в 184-ФЗ «О техническом регулировании»). Такой вариант также предусматривается в проекте регламента.

Национальные строительные нормы и правила, своды правил и стандарты стран ЕврАзЭС вне зависимости от степени их гармонизации с международными или европейскими стандартами, также могут использоваться в качестве доказательной базы регламента, если они соответствуют задачам ЕврАзЭС, в тех случаях, когда еще не разработаны и отсутствуют соответствующие межгосударственные документы. Такая возможность предусмотрена общими организационными правовыми документами ЕврАзЭС и ТС и, соответственно, – проектом технического регламента.

Естественно, перечень документов, применением которых обеспечивается соблюдение технических регламентов в строительстве должен будет систематически обновляться.

В проекте регламента представлены предложения о разграничении компетенции по установлению требований безопасности, предъявляемых к зданиям и сооружениям, в строительных нормах, пожарных нормах, санитарных нормах и т.д. Предложенное разграничение в принципе соответствует существовавшему многие годы в отечественном нормировании, а также подходам, принятым в ряде зарубежных стран. В последние годы эти принципы были во многом нарушены, в результате чего нарушается и системность и единство требований, предъявляемых к продукции строительства. Обеспечение безопасности здания или другого строительного сооружения – комплексная задача, в решении которой должны принимать участие все заинтересованные стороны. Но требования к объекту нормирования должны быть скоординированы органом, осуществляющим техническую политику в строительстве. В конечном итоге важно достичь согласия в этом вопросе с тем, чтобы в действующих нормативных и законодательных требованиях, за которые ответственны различные ведомства, не было бы противоречий, число которых возрастает сегодня с каждым новым документом.

Одной из основных функций технического регламента является установление требований к оценке соответствия объектов технического регулирования.

В проекте предусматривается, что соответствие объекта регулирования требованиям регламента осуществляется путем сопоставления действительных характеристик этого объекта не с требованиями регламента непосредственно, т.к. они носят слишком общий для этого характер, а с требованиями нормативных документов, принятых в качестве доказательной базы регламента (строительными нормами, правилами, стандартами) и на определенных этапах – с проектными значениями этих характеристик.

Для зданий и сооружений, поскольку они не являются продукцией, которая может перемещаться по территории государств-членов ЕврАзЭС, в проекте регламента только перечислены общепринятые формы оценки соответствия. Конкретные правила и процедуры оценки соответствия зданий и сооружений предусматривается устанавливать на национальном уровне в каждом государстве-члене ЕврАзЭС.

Для строительных материалолв и изделий должна быть обеспечена возможность их свободного перемещения и применения на территории государств-членов ЕврАзЭС, что требует единства требований к этим материалам и изделиям и единства процедур оценки и подтверждения соответствия. На данном этапе в проекте технического регламента приведены только общие требования к процедурам оценки и подтверждения соответствия строительных материалов и изделий, которые должны быть реализованы в национальных правилах. При согласии всех сторон в регламенте могут быть приведены процедуры в виде, необходимом для прямого применения их в странах.

Предусмотренные в проекте правила оценки и подтверждения соответствия строительных материалов и изделий основаны на следующих принципах.

В целях сокращения излишних административных барьеров на рынке строительных материалов и изделий, в проекте технического регламента предусмотрено, что на стадии производства строительных материалов и изделий применяется, в основном, добровольное подтверждение соответствия требованиям нормативных документов, по которым эта продукция поставляется. То есть для строительных материалов и изделий предусматривается, как правило добровольная сертификация, которая по своей сути больше соответствует условиям развития рыночной конкуренции. Обязательное подтверждение соответствия предусматривается только в форме декларирования, а по желанию поставщика – в форме обязательной сертификации, но по ограниченной номенклатуре материалов и изделий, соответствующей ранее принятым в документах ЕврАзЭС решениям.

Что касается новой продукции, на которую нормативные документы отсутствуют, проект регламента предусматривает проведение оценки соответствия в форме подтверждения их пригодности для применения в строительстве. Эти процедуры осуществляются на дорыночной стадии – при разработке и постановке продукции на производство или при решении вопросов о закупке зарубежной продукции. Эта существующая во многих странах форма оценки соответствия новой продукции, принятая и в европейской директиве по строительным изделиям (и в заменяющем ее европейском Регламенте на строительную продукцию), позволяет не только предотвращать поступление на рынок и применение непригодных изделий, но и помогает преодолевать естественное недоверие к новой продукции со стороны потребителей, экспертизы и органов надзора.

Принятие технического регламента ЕврАзЭС, основанного на изложенных выше принципиальных подходах, с учетом конструктивных замечаний и предложений, которые должны быть высказаны в процессе его публичного обсуждения, позволит в значительно большей мере обеспечить соответствие законодательства о техническом регулировании в области строительства к реальным задачам повышения безопасности и эффективности строительства и сделать один из необходимых практических шагов на пути создания единого экономического пространства государств-членов ЕВрАзЭС.

Первая редакция проекта технического регламента ЕврАзЭC "О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий"

источник

обсудить на форуме

Дата новости:  25.04.2011

25.04.2011 00:00 Назад в раздел